вторник, 21 апреля 2020 г.


Рекомендации для родителей по теме недели «Рыбы»
для осуществления образовательной деятельности в семье

Познавательное развитие

Дидактическая задача: расширить представления детей об аквариумных и пресноводных рыбах, их образе жизни.
Беседа по лексической теме «Рыбы»
Перед беседой взрослый наливает в прозрачный стакан воду, и опускает в нее ложку для наблюдения.
Обращение к ребенку: что происходит зимой с реками и озёрами? Они замерзают. Ты обращал внимание на людей, сидящих на льду? Как называется человек, который ловит рыбу? (Рыбак, рыболов.) Чем они ловят рыбу? В какой сказке герой произведения набирал воду из проруби? (По щучьему велению.) Емеля прорубил прорубь и поймал щуку ведром. Конечно, в сказке много чудесного встречается, но здесь всё похоже на правду. Вода была скована льдом, щуке нечем было дышать, а когда Емеля сделал прорубь, щука поднялась поближе к воздуху. Тут Емеля её и схватил. Когда зимой водоемы замерзают, то воздуха в воде становится мало, и рыбам тяжело дышать. Любители зимней рыбалки делают во льду лунки для ловли, а рыбы через них дышат. Так что рыбаки не только возвращаются домой с уловом, но и помогают рыбам пережить трудное зимнее время.
Давай рассмотрим ложку, которая находится в воде. Посмотри, она вся покрылась пузырьками воздуха. Это говорит о том, что в воде есть кислород, только в двадцать раз меньше, чем в воздухе. В мутной воде кислорода еще меньше.
Давай рассмотрим разных рыб, которые живут в реках, прудах и озерах. Щука, сом, карась, ёрш и др.



Все рыбы такие разные! Что же их объединяет? Они живут в воде, покрыты чешуей, у них гладкое, обтекаемое тело, есть голова, туловище, гибкий хвост и плавники. Дети называют признаки сравнения.


Чем рыбы отличаются от животных? Ответы детей. Чем они питаются? В каких водоемах могут жить? (В реке, в озере, в пруду, в аквариуме, в море, в океане.) Какая рыба самая опасная в реке? Чем дышит рыба? (Жабрами.) Как называются детёныши рыб? (Мальки.) Почему они так называются? (Они маленькие.) Из чего они выводятся? (Из икринок.) Сколько живут рыбы? Оказывается, от пяти до ста лет! Мелкие рыбёшки живут меньше, а крупные - щука и сом - доживают до глубокой старости. Ведь в водоёмах у них нет врагов. Если не попадутся на крючок удачливого рыболова, то жить будут долго.
В подводном царстве у рыб тоже есть «профессии». Есть рыбы- «доктора» и рыбы-«санитары». Чешуя некоторых рыб (например, линя) покрыта обильной слизью. Раненые рыбки, сорвавшиеся с крючка или спасшиеся от острых зубов хищника, стараются потереться о рыбу, покрытую слизью. Ведь эта слизь не простая, она может залечивать раны.

Беседа по теме:
1. Кто такие рыбы? Что у них общего? (Хорошо плавают, не могут жить без воды, дышат под водой жабрами, тело покрыто чешуёй, есть плавники, мечут икру).
2. На какие группы делят рыб в зависимости от того, где они живут? (в море – морские, в реке – речные, в озере – озёрные, в океане – океанические, в аквариуме – аквариумные).
3. Назови рыб, которых ты знаешь. (5-10 названий).

Аквариумные рыбки

Речевое развитие

Пальчиковая гимнастика
Десять рыб поймали мы –               Сжимаем и разжимаем пальцы в кулачки.
В речке плавали они.                       Волнообразные движения ладонями.
Лещ, плотва, налим, карась,            Загибаем пальцы на каждое название рыбы.
Окунь, щука, сом, ёрш, язь,
А десятый угорь был,             
Он сорвался и уплыл.                       Волнообразные движения ладонями.

Игра «Четвертый лишний»
Дидактическая задача: развивать слуховое внимание, связную речь детей, логическое мышление. Игра проводится устно.
Игровое действие: взрослый называет четыре слова. Ребенок слушает и выделяет лишнее слово, объясняет свой выбор.
Лексический материал:
Лиса, волк, щука, медведь.
Налим, заяц, карась, лещ.
Ворона, сорока, галка, сом.
Синица, снегирь, воробей, ёрш.
Золотая рыбка, гуппи, щука, меченосец.
Карась, лягушка, уж, утка.
Жабры, чешуя, руки, плавники.
Река, море, озеро, небо.
Акула, дельфин, паук, касатка.
Солить, жарить, варить, шить.

«Игра в слова»
Дидактическая задача: расширять словарь детей по теме.
Игровое действие: взрослый предлагает ребенку хлопнуть в ладоши, если услышит слово, относящееся к пресноводным рыбам (сом, щука, карась, ёрш, красноперка, судак).
Лексический материал: зубастая пасть, зеркальная чешуя, речная хищница, колючая, как ёж, усатая, зелёная, золотая, юркая, большой, водоросли, камешки, камыши, икра, таится, закапывается в ил, малёк и т.д.

Игра «Один – много»
Игровое действие: взрослый говорит предложение со словом «один», а ребёнок со словом «много». Пример: одна река – много рек.
Слова: озеро, море, хвост, плавник, окунь, лещ, карась, щука, сом, налим.

«Закончи предложение»
Мы сварили из ершей очень вкусную …
Мой друг ловит рыбу маленькой …
Аквариум сделан из …

Рекомендуемая литература: А.С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке», Н.Носов «Карасик», русская народная сказка «По щучьему веленью», «Лисичка-сестричка и серый волк», Г.-Х. Андерсен «Русалочка», Е. Пермяк «Первая рыбка».

Художественно-эстетическое развитие

Аквариум (рисование акварелью и гуашью, эффект соли)
Дидактическая задача: расширить и уточнить представления детей о рыбах и среде их искусственного обитания (аквариуме). Учить рисовать рыб простым карандашом, закрашивать гуашью, посыпать солью для имитации чешуи. Продолжать учить тонировать лист бумаги акварельными красками. Закреплять умение сочетать в рисовании гуашевые и акварельные краски, соль. Развивать внимание.
Демонстрационный материал. Изображения аквариумных рыб (гуппи, скалярии, сомики и т. д.) и других животных (лягушки, ящерицы, крокодилы, змеи, черепахи и т. д.).
Раздаточный материал. Альбомные листы, простые карандаши, гуашевые и акварельные краски, солонки с солью, мягкие кисти, палитры, баночки с водой, тряпочки.
Ход деятельности: Показывайте детям картинки, называя рыб и других животных. Если вы показываете картинку рыбы – дети волнистым движением руки изображают, как плавает рыба. Если другое животное – ничего не показывают. Еще раз рассмотрите только рыб, скажите, что это аквариумные рыбки.
Предложите сначала нарисовать простым карандашом аквариум любой формы (круглый, овальный, прямоугольный, квадратный) и изобразить в нем разных рыбок. Затем тонировать аквариум акварелью, закрасить рыбок яркими гуашевыми красками и, пока краска не высохла, обильно насыпать соль на изображения рыб, передавая чешую. Дополните аквариум камушками, ракушками, зелеными водорослями, нарисованными гуашью.


Рыбка (нанесение пластилина на поверхность)
Дидактическая задача: продолжать учить детей наносить пластилин тонким слоем на вырезанный из картона силуэт предмета. Учить закреплять на пластилине мелкие монеты, изображая чешую рыбы. Развивать аккуратность при работе с пластилином. Учить соотносить слова стихотворения и выразительные движения рук и пальцев.
Материал: вырезанные из картона силуэты рыбок, пластилин, мелкие монеты (или мелкие плоские разноцветные пуговицы), стека, дощечка для лепки.
Ход деятельности: Начните занятие с пальчиковой гимнастики:
Рыбки весело резвятся
В чистой тепленькой воде,
То сожмутся, разожмутся,
То зароются в песке.
(Дети ладошками и пальчиками изображают резвящихся рыбок.)
Предложите ребятам вылепить рыбок.
Объясните последовательность работы: на вырезанный из картона силуэт рыбки нужно нанести тонким слоем пластилин и прикрепить на него мелкие монеты (пуговицы), изображая чешую рыбы.
Можно вылепить из пластилина глаза и рот рыбки и дополнить изображение.

Комментариев нет:

Отправить комментарий