пятница, 22 мая 2020 г.



Рекомендации для родителей по теме недели
«Полевые и садовые цветы»
для осуществления образовательной деятельности в семье

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ

Дидактическая задача: расширить представления детей о полевых и садовых цветах, их строении, местах произрастания.

Словарь (лексический минимум)
Существительные: цветок, сад, поле, клумба, садовник, букет, роза, нарцисс, тюльпан, гвоздика, астра, клевер, колокольчик, ромашка, незабудка, одуванчик, семена, луковица, корень, стебель, лист, лепесток, шипы, запах, аромат.
Прилагательные: полевой, садовый, нежный, ароматный, душистый, чудесный, красивый, крупный, мелкий, высокий, низкий, колючий, цветочный.
Глаголы: ухаживать, сажать, поливать, рыхлить, выращивать, цвести, срезать, дарить, любить, пахнуть, нюхать, засыхать.
Наречия: ароматно, красиво.
Беседа
Взрослый предлагает детям отгадать загадки. После каждой отгаданной загадки показать картинку-отгадку.
Держит девочка в руке
Облачко на стебельке.
Стоит дунуть на него –
И не будет ничего. (Одуванчик)

Синенький звонок висит,
Никогда он не звонит. (Колокольчик)

Как зовут меня, скажи.
Часто прячусь я во ржи,
Скромный полевой цветок,
Синеглазый (Василёк).

Из-под снега расцветает,
Раньше всех весну встречает. (Подснежник)

Стоят в поле сестрички:
Желтый глазок,
белые реснички. (Ромашки)

Белые горошки
На зеленой ножке. (Ландыш)

Эти цветы можно увидеть в лесу.
А как называются цветы, которые растут в лесу? (Полевые.)
Почему полевые цветы так называются?
Где еще можно встретить полевые цветы?
Назовите полевые цветы.
Какие из этих цветов распускаются самыми первыми?
Чем отличаются полевые цветы от садовых?
Могут ли садовые цветы, расти в поле и почему?
Могут ли полевые цветы, расти в саду?
Скажите, полевой или садовый цветок: ромашка, роза, лютик, гладиолус, тюльпан, василёк, подснежник, гвоздика, клевер, нарцисс, астра, маргаритка, колокольчик, мимоза, фиалка, анютины глазки, ноготки, хризантема?
Какие полевые цветы я назвал (а)?
Какие садовые цветы были названы?
Что такое ЦВЕТЫ?
Какие части есть у цветов (строение цветка: корень, стебель, листья, лепестки, бутон). Нарисуйте их в тетради и назовите.


РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ

Пальчиковая гимнастика
Соединяем одни и те же пальцы рук, начиная с мизинцев, на ударные слоги стиха:
Был он жёлтый, стал он белый,
Где теперь? (Подуть на пальчики, как на одуванчик)
Не наше дело! (Развести ладони)

Речевые игры
«Назови ласково»
Дидактическая задача. Расширять и активизировать словарный запас детей. Упражнять в образовании имён существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами (словоизменение).
Игровое правило. Говорит тот, кому брошен мяч.
Материал. Мяч.
Ход игры: взрослый, бросая мяч ребёнку, называет слово. Ребёнок, возвращая мяч, произносит то же слово, только ласково.
Например: Цветы - цветочки.
Слова: цветок, стебель, стебли, лист, листья, букет, букеты.

 «Один-много»
Один цветок – много цветов, цветков.
Один гладиолус – много …
Одна лилия – много …
Один горшок – много …
Один садовник – много …

«Сосчитай до пяти»
Одна клумба, две клумбы, …, пять клумб.
Один листик, два листика, …, пять листиков.
Одна незабудка, две незабудки, …, пять незабудок.
Один фикус, два фикуса, …, пять фикусов.

«Закончи предложение»
Я поливаю комнатные цветы из маленькой …
Нарциссы и тюльпаны распускаются ранней …
Гладиолусы и астры зацветают в конце …

Фонетические игры
Какое слово отличается от других?
Нарцисс, маркиз, нарцисс, нарцисс.
Роза, мимоза, роза, роза.

Какое слово самое длинное?
Бутон, хризантема, фиалка.
Незабудка, цветок, запах.
Астра, лист, гладиолус.

Какое слово самое короткое?
Поле, луг, бегония.
Роза, подснежник, мак.
Стебель, сад, азалия.


Рекомендуемая литература
Е. Благинина «Одуванчик», А.К. Толстой «Колокольчики», В. Катаев «Цветик-семицветик», С.Т. Аксаков «Аленький цветочек», Г.-Х. Андерсен «Дюймовочка».

ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ

Одуванчик (Тычок жесткой полусухой кистью. Рисование ладошкой)
Программное содержание. Продолжать учить передавать в рисунке форму и строение предмета, использовать разные техники (рисование ладошкой, кисточкой и тычком жесткой полусухой кисти). Развивать воображение, учить видеть в знакомом предмете новый образ.
Демонстрационный материал. Изображение одуванчика.
Раздаточный материал. Альбомный лист бумаги, гуашь, широкая мисочка с гуашью зеленого цвета, разведенной водой, мягкая и жесткая кисти, палитра, баночка с водой, тряпочка.
Ход работы
Прочитайте детям стихотворение О. Высотской «Одуванчик»:
Уронило солнце
Лучик золотой.
Вырос одуванчик
Первый, молодой.
У него чудесный
Золотистый цвет.
Он большого солнца
Маленький портрет.
Спросите детей:
– О чем это стихотворение? (Об одуванчике.)
– На что похож одуванчик? (На солнце.)
Предложите изобразить одуванчик на вертикально расположенном листе бумаги. Для этого ладонь надо опустить в мисочку с зеленой краской и, растопырив пальцы, сделать отпечаток в низу листа бумаги. Пока краска сохнет, подумайте с детьми, на что похож отпечаток ладони (на листья одуванчика). Листьям с помощью мягкой кисточки можно придать нужную форму.
– Что еще нужно нарисовать? (Стебли и желтые цветы.)
Предложите детям нарисовать стебли мягкой тонкой кисточкой, а пушистые цветы – методом тычка жесткой полусухой кисти.



Аппликация «Пушистый цветок»
Задачи: закрепление техники обрывной аппликации – выщипывание формы по нарисованному или воображаемому контуру. Творческое экспериментирование – поиск выразительных средств для передачи характерных особенностей образа (пушистой мягкой фактуры). Ознакомление с вариантами образов, выполненных в технике обрывной аппликации. Развитие воображения, мелкой моторики, координации в системе «глаз-рука».
Ход работы
1.     Рисуем цветок.
2.     «Выщипываем» форму цветка пальчиками.
3.     «Выщипываем» серединку цветка – закругляем уголки квадрата.
4.     Разрываем на кусочки бумажный квадрат для оформления серединки.
5.     Готовим обрывной техникой листья и стебелек.