понедельник, 13 апреля 2020 г.


Рекомендации для родителей по теме недели
«Перелетные птицы»
для осуществления образовательной деятельности в семье

«Познавательное развитие»

Дидактическая задача: закрепить в памяти детей названия перелётных птиц; помочь им уяснить строение птиц, их внешние признаки. Уточнить понятия перелётные и водоплавающие птицы.

Словарь (лексический минимум)
Существительные: птица, грач, ласточка, гусь, утка, лебедь, кукушка, скворец, журавль, голова, глаз, клюв, туловище, грудка, крыло, хвост, лапки, перо, яйцо, гнездо, скворечник, птенец, корм, насекомое, стая, клин. 
Прилагательные: перелётная, водоплавающая, крупная, мелкая, красивая, голодная, сытая, осторожная, ловкая, чёрная, белая, серая, пёстрая, быстрая. 
Глаголы: летать, улетать, прилетать, ходить, прыгать, махать, плавать, нырять, сидеть, клевать, нести, высиживать, заботиться, охранять.
Наречия: громко, весело.

Лексическая тема «Перелетные птицы»
Рассмотрение иллюстраций с изображением птиц. Знакомство с перелётными птицами (лебедь, утка, скворец, соловей).
Птицы чувствуют приближение тепла и начинают возвращаться из теплых стран. Прилет птиц идет по своим строгим правилам: первыми возвращаются те, которые улетели последними осенью, а последними — те, что улетели первыми. Первые пернатые вестники весны — грачи. За грачами прилетают скворцы, жаворонки, чуть позже зяблики. Речные чайки, утки, гуси, лебеди прилетают к открытию водоемов. Вскоре после прилета птицы разбиваются на пары. У гусей, лебедей, журавлей и у хищных птиц пары образуются на всю жизнь, а у певчих — обычно на один сезон. После того как птицы находят себе пару, они начинают подыскивать место для гнезда, откладывают яйца и выводят птенцов.
В это время повсюду можно увидеть птиц, несущих что-либо в клюве (червяка, траву, веточки и т. д.). Пение птиц — это сигнал другим птицам о том, что участок уже занят, здесь есть гнездо.


Лебедь – прекрасная, гордая птица. Шея длинная красивая. Оперение ослепительно-белое, клюв красный, на лапках перепонки, чтобы легче было плавать. Лебеди кормятся зелёной травой, листьями и стеблями растений. Свои гнёзда лебеди вьют недалеко от воды, в густых зарослях трав и утепляют их своим пухом.

Утка и селезень. Утка имеет скромное серо-коричневое оперение. Окраска селезня яркая нарядная, сине-зелёная шея, кончики перьев переливаются, крылья и хвост окрашены белыми и тёмно-коричневыми полосками. Клюв широкий, оранжевого цвета. Лапки красные с перепонками, чтобы легче было плавать. Смело плавают и ныряют. Питаются травой и стеблями растений. Живут в гнезде на берегу реки в густых зарослях осоки.


Скворец – красивая птица с блестящим чёрным оперением. У него прямой длинный клюв, чёрный у самочки и ярко-жёлтый у самца. Клюв помогает скворцу добывать из земли червяков. Живёт скворец в своих домиках-скворечниках. Песенка у скворца красивая, звонкая, он часто подражает голосам других пернатых. Осенью скворцы собираются в стаи и улетают в жаркие страны.

Соловей – маленькая птичка. Сверху он окрашен в тёмно-каштановый цвет, снизу у него светло-серое оперение. Грудка и горлышко белые, хвост красновато-бурый. Очень красиво поёт. Питается гусеницами, личинками и червячками.


Беседа по теме
1. Кто такие перелётные птицы? Почему они так называются? Почему они улетают в тёплые края? Каких ты знаешь перелётных птиц?
2. Каких ты знаешь зимующих птиц? Почему они так называются?
3. Каких ты знаешь домашних птиц?
4. Чем домашние птицы отличаются от диких?
5. Что общего у домашних и диких птиц?

Дидактическая игра «Запомни и повтори»
(на ориентировку на листе бумаги)
У детей листы бумаги и цветные карандаши.
Взрослый предлагает выполнить задания:
– вдоль верхней стороны листа проведи прямую линию красным карандашом (вдоль нижней стороны – зеленым карандашом, вдоль левой – синим карандашом, вдоль правой – желтым карандашом);
– в верхнем левом углу нарисуй круг красным карандашом (в нижнем левом углу – синим карандашом, в верхнем правом – желтым карандашом, в нижнем правом – зеленым карандашом);
– в середине листа поставь точку красным карандашом.
После выполнения задания спросить у ребенка: «Что и где ты нарисовал?» (ребенок называет фигуру, ее цвет, место расположения).

«Речевое развитие»

Пальчиковая гимнастика
«Вертишейка»
В гнезде у пёстрой вертишейки            Все пальчики сложить – «подзорная труба»
Птенцы покручивают шейкой.             Кулачками вращать во все стороны.
Язык высовывают клейкий,                 Высунуть язык в форме «чашечки»
На всех шипят сердитой змейкой.       Шипеть «ш-ш-ш…».

«Четвёртый лишний»
Дидактическая задача: развивать логическое мышление детей, память, слуховое внимание. Выделить лишнее слово, объяснить свой выбор.
Медведь, дятел, лось, барсук.
Сорока, скворец, курица, журавль.
Ворона, синица, воробей, соловей.
Синица, скворец, трясогузка, утка.
Сова, снегирь, дятел, сорока.

«Игра в слова»
Дидактическая задача: развивать у детей логическое мышление, память, слуховое внимание. Надо хлопнуть в ладоши, услышав слово, подходящее лебедю, утке, скворцу, соловью. Объяснить выбор каждого слова.
Словарь: перелётный, крупный, бойкий, красивый, лес, серая, летает, дикий, ловкая, чёрная, белый, серый, быстрая, хищная, проворная, ныряет, плавает, болото, большой, скворечник, стройная, грациозная, белогрудая, заросли, осока, перелётная птица.

«Закончи предложение»
Дидактическая задача: развивать логическое мышление, слуховое внимание детей.
Воробей маленький, а лебедь...
Ворона большая, а скворец...
У синицы хвост маленький, а у трясогузки...
У дятла клюв длинный, а у соловья...
Утка серая, а лебедь ...

Составление рассказа о птице
Вклей в тетрадь или нарисуй птицу, которая тебе нравится. Расскажи о ней по плану:
1. Как называется птица?
2. Внешний вид, особенности строения частей тела (какой клюв, хвост, и т.д.)
3. Чем питается? На кого охотится?
4. Где проводит зиму? (Зимующая, перелётная, домашняя).
5. Интересные сведения о повадках, образе жизни птицы.

Рекомендуемая литература
(для совместного чтения и обсуждения):
- Андерсен Г.Х. «Гадкий утёнок»;
- Бианки В. «Лесные домишки»;
- Майков А. «Ласточка»;
- русская народная сказка «Гуси-лебеди»;
- Толстой А.Н. «Желтухин»;
- Толстой Л.Н. «Лебеди».

«Художественно-эстетическое развитие»

Изготовление поделки из бумаги «Птичка»
Дидактическая задача: учить выполнять поделку в технике «оригами», складывать бумагу в разных направлениях, хорошо проглаживать линии сгибов, дополнять образ дополнительными деталями.


Голубь (обводка цветными карандашами)
Дидактическая задача: учить обводить контур ладошки цветным карандашом. Учить придавать знакомому предмету новый образ с помощью дополнительных деталей. Развивать наблюдательность и воображение. Воспитывать любовь к птицам.
Материал для работы: половинки альбомных листов, цветные карандаши.
Задание: Предложите нарисовать одного голубя. Детям надо положить ладошку с растопыренными пальцами на лист бумаги и обвести ее по контуру голубым или синим карандашом. Затем нужно дорисовать обведенный силуэт: к большому пальцу добавить клюв и глаз, в центре ладошки – крыло. Снизу ладошки – лапки.
Рядом можно нарисовать кусочки хлеба или семечки, чтобы накормить голубя.

Комментариев нет:

Отправить комментарий