Консультация для
родителей
«Обучение
детей звуковому анализу слов»
Обучения детей грамоте в детском
саду осуществляется аналитико-синтетическим методом. Это означает,
что детей знакомят сначала со звуками родного языка, а потом с
буквами.
При обучении, как письму, так и
чтению, исходным процессом является звуковой анализ устной речи, то есть
мысленное расчленение слова на составляющие его звуки,
установление их количества и последовательности.
Дети с проблемами в речевом развитии, у
которых нарушено произношение фонем и их восприятие, тем более испытывают
трудности звукового анализа и синтеза. Они могут быть выражены в
разной степени: от смешения порядка отдельных звуков до полной
неспособности определить количество, последовательность или позицию звуков
в слове.
Обучение звуковому анализу слова является
основной задачей этапа подготовки к обучению грамоте и предполагает:
определение количества звуков в слове, фонетическую характеристику звуков (умение
дифференцировать гласные и согласные звуки, звонкие и глухие, твёрдые и
мягкие, определение места звука в слове.
1. Звук – мы слышим и
произносим.
2. Буквы мы пишем и читаем.
3. Звуки бывают гласными и
согласными.
Гласные звуки можно петь голосом,
при этом воздух, выходящий изо рта, не встречает преграды. Согласные звуки
– это звуки, которые нельзя петь, т. к. воздух, выходящий изо рта при их
произнесении, встречает преграду.
Гласных звуков шесть: А У О И Э Ы.
Гласных букв десять: А У О И Э Ы -
соответствуют звукам и четыре йотированные, которые обозначают
два звука : Я-йа, Ю-йу, Е-йэ, Ё-йо.
Гласные звуки обозначаются на
схеме красным цветом.
Согласные звуки бывают глухими
и звонкими. Глухой звук образуется без участия голосовых складок,
детям мы объясняем, что когда произносим глухой звук, голос спит, а при
произнесении звонких звуков голос звенит (Положить руку на горлышко или закрыть уши руками). На схеме
звонкие звуки обозначаем колокольчиком.
Звонкие звуки: Б, В, Г, Д, Ж, З, Й,
Л, М, Н, Р.
Глухие звуки: К, П, С, Т, Ф, Х, Ц,
Ч, Ш, Щ,
Согласные звуки бывают мягкими
и твёрдыми.
Всегда твёрдые согласные: Ж, Ш, Ц.
Всегда мягкие согласные: Й, Ч, Щ.
Твёрдые звуки обозначаются на
схемах синим цветом, мягкие – зелёным.
Примерные
игровые задания.
Игра «Поймай звук» (из
ряда звуков, из ряда слогов, из ряда слов).
Задача: развивать слуховое внимание,
фонематический слух.
Взрослый называет звук, а ребенок
поднимает синий или зелёный квадратик. Потом слово. Если в начале слова
слышится твёрдый звук, нужно поднять синий квадратик, если мягкий –
зелёный (Снег, зима, лыжи и др.).
Игра «Сколько звуков
в слове спряталось?»
Выложить схему слога ПУ.
- Сколько звуков в слоге ПУ? (В слоге
ПУ два звука)
- Какой первый звук в слоге ПУ? (первый звук
[П])
- Звук [П] какой? (звук [П]
согласный, глухой, твёрдый).
- Каким квадратиком на схеме
обозначим звук [П]? (Синим квадратиком).
- Какой второй звук в слоге ПУ? (Второй звук
[У])
- Звук [У] какой? (Звук [У]
гласный).
- Каким квадратиком на схеме
обозначим звук [У]? (Красным квадратиком).
- Звуки подружились. Что
получилось? (ПУ).
- Какой буквой обозначим звук [П]? (Буквой
П).
- Какой буквой обозначим звук [У]? (Буквой
У).
- Буквы подружились. Что
получилось? (ПУ).
Важно, чтобы ребенок усвоил, что
такое звук речи, мог дифференцировать звуки, делить слова на
звуки и слоги. Только тогда он сможет без труда овладеть навыком чтения.
Буквы являются графическим
символом звуков. Часто мы сталкиваемся с тем, что детей учат
побуквенному чтению, т. е. дети, видя букву, произносят её название, а не звук:
пэ, рэ. В результате получается «кэотэ», вместо «кот». Дети с трудом
вникают в правила озвучивания букв и буквосочетаний. Это создаёт дополнительные
трудности в обучении детей чтению.
В методике обучения чтению в
детском саду предусматривает называние букв по их звуковым обозначениям:
п, б, к…. Это значительно облегчает детям овладение навыком чтения. Для того,
чтобы ребёнок лучше усвоил графический облик буквы и для профилактики дисграфии
в школе (дисграфия – нарушение
письменной речи) рекомендуют следующие задания:
- «На что похожа буква?»
- В ряду букв обвести в круг заданную
букву.
- Выкладывание букв из счётных палочек,
из верёвочки на бархатной бумаге,
- вылепить из пластилина и т. п.
- Обвести букву по точкам, заштриховать
букву, дописать букву.
Уважаемые родители, очень точно
следуйте инструкциям педагогов, выполняя задания по тетради, не усложняйте
задания по своему усмотрению. Помните о том, что требования детского сада и
семьи должны быть едины!
Комментариев нет:
Отправить комментарий