четверг, 14 мая 2020 г.


Рекомендации родителям по теме недели «Насекомые»
для осуществления образовательной деятельности в семье

Познавательное развитие

Дидактическая задача: расширить и уточнить обобщённые представления детей о насекомых; вспомнить, где они живут, чем питаются; рассказать о пользе насекомых для природы и для человека.
Словарь (лексический минимум)
Существительные: насекомое, бабочка, жук, стрекоза, комар, муравей, муха, кузнечик, пчела, гусеница, голова, лапки, тельце, усы, крылья, хоботок, жало, муравейник, улей, мёд, растения, польза, вред.
Прилагательные: яркий, разноцветный, вредный, полезный, мохнатый. Глаголы: летать, ползать, есть, порхать, прыгать, вредить, жужжать, пищать, кусать, пить, собирать, прятаться.
Наречия: полезно, вредно.

Беседа
Когда в душистом сосняке
Присядешь летом на пеньке,
Внимательно вглядись вокруг,
Ты многое заметишь, друг!
Личинку тащит муравей,
Спешит куда-то меж корней
Большой сосны.
На толстый сук
Уселся золотистый жук.
Порхает легкий мотылёк
Пьёт хоботком душистый сок,
И собирает мёд пчела,
Все заняты, у всех дела!

И муравей, и божья коровка, и кузнечик, и жук, и бабочка - насекомые.
Как передвигаются насекомые, знаете?
Они умеют ползать, ходить, летать, плавать, прыгать и бегать.
А чем питаются насекомые?
Большинство из них с удовольствием поедает зелёные листья, стебли и молодые побеги растений.
Жуки-точильщики едят древесину.
Есть в природе и насекомые-хищники, которые охотятся на других насекомых.
Как же насекомые спасаются от врагов?
Некоторые насекомые имеют отпугивающую окраску (бабочки, божьи коровки) или острое жало (осы, шмели, пчёлы), некоторые покрыты густыми жёсткими волосками (гусеницы бабочек).
Многие насекомые приносят и лесам, и человеку большую пользу.
Трудолюбивые пчёлы опыляют цветы и дарят нам сладкий целебный мёд.
Бабочки тутового шелкопряда дают людям тончайшие нити, из которых получают натуральный шелк.
А муравьи уничтожают тлей и других вредных насекомых, разносят по лесу семена многих лесных растений.
Среди насекомых немало и таких, которые наносят вред, поедая листья и стебли растений, прогрызая корни и древесину кустов и деревьев, уничтожая посевы. Но с ними неплохо справляются наши пернатые друзья-птицы.

Игровые технологии

«Чем питаются насекомые?»
Дидактическая задача: способствовать развитию у ребёнка внимания логического мышления, связной речи. Учить классифицировать.
Материал: картинки с изображением насекомых и их пищи.
Ход игры: предложить ребёнку внимательно посмотреть на картинку и рассказать, какое насекомое, чем оно питается.

«Как передвигаются насекомые?»
Дидактическая задача: способствовать развитию у детей внимания, мышления и связной речи. Учить классифицировать.
Ход игры: взрослый спрашивает, какие насекомые умеют ползать, ходить, летать, плавать, прыгать, бегать и т.д. Дети отвечают.

«Найди лишнего»
Дидактическая задача: развитие у ребёнка внимания и логического мышления. Учить классифицировать.
Материал: предметные картинки.
Ход игры: предложить ребёнку найти «лишнего» в каждой из групп животных и объяснить свой выбор.
Лексический материал: шмель, паук, оса, пчела; кузнечик, божья коровка, воробей, майский жук; стрекоза, бабочка, таракан, муха.

Беседа по теме
1. Вспомни и назови насекомых, которых ты знаешь.
2. Какие части тела есть у насекомых? (Голова, грудка, брюшко, лапки)
3. Сколько лапок у любого насекомого? (Шесть).
4. Как называются насекомые, которые умеют летать? (Летающие).
5. Как называются насекомые, которые умеют ползать? (Ползающие).
6. Когда появляются насекомые? (Весной).
7. Когда они прячутся? (Осенью).

Составление рассказа о насекомом
Нарисуйте или приклейте изображение любого насекомого и составьте о нём рассказ по плану.
Примерный план составления описательного рассказа:
1. Как называется насекомое?
2. Как выглядит насекомое?
3. Как оно передвигается – летает, ползает или умеет летать и ползать?
4. Чем питается насекомое?
5. Стадии развития насекомого.
6. Вред и польза от насекомого для природы и для людей.


Речевое развитие

Пальчиковая гимнастика
Прилетела к нам вчера            Машем ладошками, как крыльями.
Полосатая пчела.                    На каждое название загибаем пальчик.
А за нею шмель-шмелёк
И весёлый мотылёк,
Два жука и стрекоза,
Как фонарики глаза.              Делаем кружочки из пальчиков, подносим к глазам.
Пожужжали, полетали,           Машем ладошками, как крыльями.
От усталости упали.               Роняем ладони на стол.

 «Кто лишний?»
Муха, муравей, грач, пчела.
Стрекоза, жук, гусеница, собака.
Бабочка, таракан, муха, комар.
                                 
«1,2,5»
Один комар, два комара, пять комаров.
Муравей, кузнечик, таракан, муха, оса, шмель, пчела.

«Насекомые – великаны»
Пример: не паук, а паучище.
Муравей, кузнечик, таракан, стрекоза, жук.

«Чей?»
У комара писк (какой? чей?) – комариный.
У пчелы мёд – пчелиный.
У шмеля жужжание – шмелиное.
У муравья лапка – муравьиная.
У таракана усы – тараканьи.

Рекомендуемая литература
В. Бианки «Приключение муравьишки», И.А. Крылов «Стрекоза и муравей», К. Ушинский «Капустница», Ю. Аракчеев «Рассказ о зеленой стране», К. Чуковский «Муха-цокотуха», Г.-Х. Андерсен «Дюймовочка».

Художественно-эстетическое развитие

Рисование «Бабочка»
(Монотипия. Гуашь)
Дидактическая задача: познакомить детей с новым способом передачи изображения – предметной монотипией. Учить рисовать на мокром листе бумаги. Развивать фантазию и воображение. Воспитывать самостоятельность при выполнении работы, эстетический вкус и чувство цвета. Развивать образное мышление.
Демонстрационный материал. Изображение бабочки.
Раздаточный материал. Лист альбомной бумаги, гуашь, кисть, баночка с водой, палитра, тряпочка.
Ход занятия
Прочитайте детям загадку:
Шевелились у цветка
Все четыре лепестка.
Я сорвать его хотел,
Он вспорхнул и улетел. (Бабочка)

Спросите детей, как они догадались, что эта загадка про бабочку.
Предложите изобразить бабочку необычным способом. Рассмотрите картинку бабочки и обратите внимание детей на то, что противоположные крылья у бабочки одинаковые (симметричные).
Лист бумаги сложите пополам, чтобы появилась линия сгиба. На левой половине листа детям надо нарисовать половину бабочки, затем правую половину смочить водой и сложить лист по линии сгиба. Для получения четкого отпечатка нужно плотно прижимать одну половинку листа к другой.


Лепка «Божья коровка»
(Лепка из пластилина в сочетании с природным материалом)
Дидактическая задача: продолжать учить детей сочетать в поделке природный материал (половинка скорлупы грецкого ореха) с пластилином. Учить наносить пластилин на полукруглый предмет; самостоятельно доводить изделие до задуманного образа; придавать образу выразительность (божья коровка ползет, ест, смотрит и т. д.). Закреплять умение понимать и анализировать содержание потешки.
Материал: половинка скорлупки грецкого ореха, пластилин, стека, дощечка-подкладка.
Ход занятия
Прочитайте детям потешку:
Божья коровка,
Черная головка,
Улети на небо,
Принеси нам хлеба,
Черного и белого,
Только не горелого.

Спросите у детей: «О чем просят божью коровку в этой потешке?»
Предложите ребятам сделать божью коровку из половинки скорлупы грецкого ореха. Объясните последовательность работы: скорлупа внутри наполняется пластилином любого цвета, а сверху обмазывается пластилином красного цвета. На переднюю часть скорлупы наносится черный пластилин – это голова. Шесть ног лепятся из тоненьких колбасок и прикрепляются к нижней части туловища божьей коровки. На спинке располагаются маленькие черные шарики из пластилина (точки). Божья коровка готова.

Комментариев нет:

Отправить комментарий